NEWS

28.03.2007
Вторичный рынок доменов становится первичным?

В Лиссабоне (Португалия) продолжает свою работу 28-ая Международная конференция ICANN , которая продлится до 30 марта. Руководитель отдела регистрации доменных имен в доменах общего пользования компании RU-CENTER Юлия Лоткова поделилась впечатлениями о докладе Роба Хэлла , посвященном новым тенденциям на вторичном рынке доменов.

Роб Хэлл, крупный игрок на рынке доменов, сообщил, что раньше регистраторы удаляли домены через некоторое время после окончания срока регистрации. Естественно, на "просроченные" доменные имена находились желающие их приобрести. Спрос, как известно, рождает предложение – на рынке появились профессиональные перехватчики доменов (например, Snapnames.com, Pool.com). Работали они успешно, это отмечали регистраторы, но и суммы за домены требовали большие. При этом сами регистраторы не получали от этого бизнеса ничего.

Администраторы доменов предоставляют всем регистраторам одинаковые условия доступа к реестру, поэтому многие компании владеют сотней других компаний, являющихся аккредитованными регистраторами, для увеличения количества разрешенных соединений с реестром и увеличения шансов регистрации освобождающегося домена (Pool.com, SnapNames, eNOM).

В настоящее время большинство западных регистраторов изменили свое регистрационное соглашение. И, как только срок регистрации домена заканчивается, они указывают себя или дочернюю компанию в качестве администратора (владельца) домена. При этом при наборе такого домена в строке браузера открывается страница со сплошными рекламными ссылками по технологии pay-per-click. Таким образом регистраторы стали зарабатывать на освобождающихся доменах. При этом они оставляют возможность своему клиенту - предыдущему владельцу домена - приоритетного продления регистрации в течение некоторого времени после даты окончания срока регистрации. В случае оплаты продления регистрации, регистратор возвращает домен прежнему владельцу. Но не со 100% гарантией.

Если владелец домена не продляет его регистрацию и если регистратор благодаря рекламе не покрывает стоимость продления домена, то он может удалить домен или выставить его на аукцион, получив и "pay-per-click" прибыль, и хорошие деньги от нового владельца, купившего доменное имя на аукционе.

Таким образом, по сути, вторичный рынок доменов становится первичным. Если домен изначально был зарегистрирован, например, через GoDaddy Inc., то, после того, как срок регистрации домена закончился, зарегистрировать - вернее, выкупить его - можно только у этого же регистратора и на его условиях, считает Роб Хэлл.

Возникают и юридические вопросы. В ситуации, когда регистраторы оформляют освобождающиеся домены на себя, процедура UDRP (Единые правила разрешения споров о доменах) ставится под сомнение. К UDRP вообще есть 2 подхода: первый учитывает поле "created date" - т.е. дату первичной регистрации домена в реестре; второй уделяет дате регистрации гораздо меньше внимания. В случае, если домен не удалялся, а регистратор просто "переписал" домен на себя после даты окончания срока регистрации и позволил сработать процедуре автопродления домена в реестре, дата "created date" не изменяется.

Если при рассмотрении доменных споров учитывается дата "created date", то чаще всего согласно UDRP более ранняя дата регистрации товарного знака (ТЗ) позволяет владельцу ТЗ отобрать домен, а если наоборот, то домен с большой долей вероятности остается у своего владельца. При таком подходе у владельца ТЗ очень мало шансов хоть как-то повлиять на регистратора, использующего домен для получения прибыли (pay-per-click и последующая продажа).

С другой стороны, если "привязывать" UDRP не к дате "created date", а к дате передаче прав на домен (каким бы образом это ни произошло), то регистратор, "переписавший" домен на себя, может нести ответственность за его использование и нарушение прав на товарный знак.

В качестве примера регистраторов, практикующих "присвоение" доменов, докладчик привел таких гигантов на рынке регистрации доменов как Go Daddy, NetworkSolutions and eNOM. При этом Роб Хэлл подчеркнул, что он ни в коем случае не дает оценки их действиям, и заметил, что условия аккредитации регистраторов или договоры с реестрами при этом не нарушаются, а условия такого "перехода" доменов регистратору прописаны в регистрационном соглашении с администратором домена, которое чаще всего клиент не читает.

Источник RU-CENTER http://info.nic.ru